Очень плодотворная, интересная и поучительная получилась поездка!
С утра Антон подъехал ко мне и загрузив в его великолепный Кашкай два элитных виниловых корpектора, тестовые пластинки, мы двинулись в путь.
По дороге, благодаря Антону заехали к одному дядьке, где я забрал интересующую меня лампу. Далее, ориентируясь по GPS навигатору без проишествий и быстро (за интересной беседой!) добрались прямо до подъезда Льва!
Надо сказать, что город Электросталь, действительно после Москвы производит провинциальное впечатление спокойствия и уюта, что так ценится "замученными" Москвой горожанами .
Лев, как оказалось, был уже во всеоружии и прогревал технику .
Очень понравилась квартира - просторно и одновременно уютно!
Колонки расположены в большой комнате по длинной стене - размеры комнаты примерно 7м на 3.3м. Потолки 2,85. Капитальная стена только внешняя, остальные три стены не капитальные. В комнату "выглядывают" две капитальные пилястры (ну все прям как у меня ).
Программу кизлярско-меломанского сборища начали с оценки и прослушивания системы в ее нынешнем виде "как есть". К сожалению, из-за расстановки, прослушивание велось в дальней зоне, из-за чего очень сильно "фонило" 24 квадратных метра абсолютно голого потолка... Ухо с трудностями отделяло полезный сигнал в мешанине звуков, доходящих до слушателя... На НЧ тоже были серьезные проблемы - где-то "подгуживало", где-то чувствовался провал - вопчем, из четырех моих тестовых и достаточно сложных для воспроизведения песен, нормально проиграли только две, да и то, "нормально", но не для L-2 - вся прелесть этих колонок явно не раскрывалась... Особенно разочаровала Земфира - в ее песни главное настроение передается через НЧ диапазон и если он "кривой", то системе это не удается - так вот, эта песня сыграла "никак"... Я немного расстроился.
Дальше мы с Антоном начали рассказывать Льву какую нужно провести аудиоподготовку в комнате и сколько примерно это будет стоить - тут уже было видно, что Лев загрустил...
И пока мы с Антоном рассуждали про отделку помещения, вдруг как из "Кавказкой пленницы" неожиданно в дверях появляется мега-гостеприимный Лев с накрытой "поляной" в руках! Тут я долго рассказывать не буду - скажу только, что было хорошо!
Следующим этапом нашей встречи, был поиск оптимальных точек размещения как акустики, так и слушателя. Тут надо сказать, что за день до этого Лев мне сообщил точные данные своей комнаты и параметры акустики - которые я и завел в свою программу. Считать оптимальное размещение по длинной стене я честно говоря не люблю - так как это довольно и не просто, долго и требует некоторой сноровки - к тому же таких оптимальных размещений получается два - одно чуть левее от центра, другое чуть правее от него же.
И вот с этой бумажкой на которой были написаны данные размещения мы втроем на коленках начали ползать по комнате с метром ища оптимальные точки - со стороны смотрелось довольно забавно .
Наконец, все в точности установив по первому варианту обнаруживаем, что левая колонка получается размещена немного несимметрично относительно правой из-за выступающей пилястры! Пока временно забиваем на это - я ставлю Земфиру и сажусь слушать... и выпадаю в осадок! Звучание становится просто эталонным! - так качественно и правильно на басах эта песня у меня звучала только в наушниках Шенхейзер HD800 - которые я недавно как раз на этой песне тестировал! такого резкого попадания сразу в десятку я не ожидал! Антон пробует во время прослушивания подвинуть правую колонку для симметрии с левой и тут акустика помещений преподносит нам новый сюрприз - сразу разрушается идеальная звуковая картина и (внимание!), ухудшается отлично очерченная сцена при казалось-бы логичной попытке поставить колонки симметрично!
И еще один интересный сюрприз - из-за того, что прослушивание стало вестись в ближней зоне, практически полностью пропало негативное влияние акустически неподготовленной комнаты! Волшебным образом (для Льва) пропала какая-либо необходимость делать в комнате дорогостоящий ремонт! Лев, как я понял, был очень рад и обрадован таким поворотом событий!
Что еще хочу заметить. С помощью микрофона, методом тыка, такое расположение я думаю не удалось бы найти и за месяцы поисков - так как это расположение с виду совершенно нелогичное и додуматься до него было-бы непросто...
Было совершенно очевидно, что нам удалось найти точки живого звука! так как малейшая перестановка колонок резко меняла звуковую картину в негативную сторону! И это всего за полчаса поисков! Пробовали мы и второй вариант, но из-за того, что там прослушивание велось в дальней зоне, сказывалось сильное негативное влияние комнаты, да и сцена там была гораздо хуже - поэтому мы от него без сожаления отказались.
Заключительным этапом наших посиделок, было тестирование винилового сетапа Льва, винилового проигрывателя Антона (тестирование и оптимизацию размещения мы проводили полностью на цифре) и поиска ответа на вопрос, давно мучающий многих виниловодов - что же лучше для MC усиления - использовать трансформатор или активный MC-корректор? Результаты, надо сказать, получились просто скандальные для многих "виниловых гуру"
В начале мы оценили звучание нынешнего сетапа Льва в составе вертушки Ленка L-75, MC головки Denon-103 (новодельная, как я понял), повышающего трансформатора Denon-320 и Бабинского корректора по Никитинской схеме. Для тестирования, я захватил оригинал на виниле моего любимого джазового авангардиста TERJE RYPDAL альбом Descentre на ЕСМ'е.
Конечно, после цифры, звук с винила нас захватил своей брутальной натуральностью - это уже плюс для нынешнего сетапа, так многие виниловые сетапы не могут похвастать и этим. Далее, я услышал от Антона знаковую фразу - альбом конечно, замечательный, но уж очень аудиофильский - неужели мы будем тестировать на нем? И действительно, я с Антоном внутренне согласился - звуки после CD, конечно, поражали своей натуральностью - но это было всего лишь именно нагромождение звуков, беспорядочных ударов по барабанам и прочего - ради этих самых звуков и ударов - никакой музыкальной канвы за этим, к сожалению, не чувствовалось . Тут надо сказать, что этот альбом я на своей системе не слушал, а приобрел его после прослушивания его в MP3 - тогда он меня просто потряс своей музыкой! Здесь же было удивительное дело - на этом виниловом сетапе аудиофилия была очень неплоха, при полном отсутствии музыки - на MP3 в плане музыки все было гораздо лучче!
Далее мы поставили корректор Антона от ZKI - все стало гораздо лучче! У аудиофилия заметно усилилась в плане натуральности звуков и ударов, и музыка начала таки "пробираться" через тракт и "доставать" и "цеплять" нас .
Потом поставили Вертушку Антона "как есть" - с MM головой Shure 75.
Тут стало сразу все наоборот - появилась определенная музыкальность, но произошли потери в области натуральности и естественности звучания.
Вертушка не плохая, но звук напомнил мне до боли знакомый мне Техникс 1210 - невысокое общее разрешение и натуральность звучания, особенно в НЧ регистре, бас мощный, но "резиновый" со слабым тембровым разрешением и неприятными послезвучиями (хотя, возможно последнее и связано с болезнью всех бесподвесочных столов - необходимостью хорошей развязки от пола, в виде полки, закрепленной на стене, чего у Льва, к сожалению и нет). Музыкальность присутствует, но не очень высока, без какой-либо нюансировки - вот, сейчас подумалось, а этот Арктур тоже бесподвесочный и директдрайвный как Техникс? Тогда становится понятен похожий характер их звучания . Как следствие, всего этого, в плане музыкальности есть очень четкий потолок, выше которого не перепрыгнешь .
Потом мы послушали на этом варианте, с вертушкой Антона, еще и другие пластинки в т.ч. шикарный альбом Антона с Peggy Lee и ее хитом, песней Fever! .
Далее вернули обратно "Ленку" и стали сравнивать уже корреторы.
Сначала вместо MM-корректора Антона от ZKI поставили мой элитный вариант этого же MM-корректора. Повысилось сразу все! И музыкальности стало по-больше, и звуки стали радовать еще большей натуральностью, естественностью и тембровым разнообразием.
Далее наступил один из главным моментов вечера (наряду с удачно найденными точками живого звука) - вместо MC-транса и элитного варианта MM-корректора поставили в тракт элитный вариант активного MC-корректора от ZKI. Тут надо сказать, что данный эксперимент был очень важен! Во-первых, он важен своей достоверностью - так как после активной MC-секции элитный MC-корректор был аналогичен по конструкции элитному MM-корректору - т.е. мы грубо говоря, просто вместо использования MС-трансформатора, в тракт добавили дополнительную активную MC-секцию, вот и все! Во-вторых, мы сравнивали с MC-трансформатором не абы каким, а специально разработтаным для подобной головы и рекомендуемой для использования именно с нею. Трансформатор, хотя и из средне-начальной ценовой категории (300долл), но очень хороший и подходящий к голове - да есть и лучче, но эта разница измеряется в нюансах, тогда как цена отнюдь нет (1500-2000долл). И в-третьих, подобного качества экпериментов, до этого сравнения, я чего-то не припомню из описанных в инете - в этом плане он интересен своей уникальностью!
Итак, мы поставили MC-корректор, потом пластинку от TERJE RYPDAL'а, включили вертушку и... впали в полное оцепенение... Музыка сразу же захватила и не отпускала нас! С первых же звуков, музыка как мощный герой из древнегреческих мифоф начала делать с нашими душами все что ей заблагорассудится! Это была та сила, с которой просто невозможно и невероятно было бороться! Мы, как три истукана, так и просидели на диване до конца дорожки, не смея пошевелиться! Я даже в конце, возможно, отчасти, и от воздействия алкоголя, и от переполнявших меня чувств, немного всплакнул .
Извините, но про разницу в звучании говорить просто неприлично! Земля и небо!
Потом, пока мы со Львом обсуждали услышанное и прочувствованное, Антон что-то очень быстро начал делать - только потом мы поняли, что в это время он лихорадочно начал переставлять голову Denon 103 на свой вертак! Правда с этой головкой он заиграл еще хуже чем с Шуром - возможно из-за несоотвествия по высоте тонарму, а возможно, потому что тонарм просто и не рассчитан на тяжелые и жесткие MC-головы...
Безусловно мне понятно, что Ленка L75 великолепный и очень музыкальный виниловый вертак, но мне также и ясно, что тот же "Браун" еще на голову выше "Ленки" - вот такие дела...
Немного итогов по этому тестирования - друзья, трансформаторам просто не место в тракте усиления виниловых головок! Они просто-напросто тупо "сжирают" половину звуков, которые извлекает MC-головка с дорожки пластинки! Я о музыке даже не говорю! Какая там музыка, когда половина ключевых звуков, связывающая звуковое полотно в единое целое, под названием музыка, просто не слышна! Тперь мне понятно мое удивление, когда я в свое время привез домой свежекупленную вертушку Audionote c MC-головкой, просто обалдел, насколько она стала у меня лучше играть по сравнению с тем местом где была приобретена - там она подключалась самым догорим, топовым MC-трансформатором ценой в две мои головки (7000-8000уе) . Тогда я подумал, что мне просто "случайно" повезло - однако в области аудио не бывает ничего случайного!
Итак, Льву до виниловой нирваны остался еще один шаг - копить деньги на элитный MC-корректор. Антону советую прекратить "мучить" Арктур, когда на рынке есть такие отличные и недорогие вертушки как "Ленка" L-75 .
Да, Гепардушке еще раз советую прекратить слушать "виниловых гуру" которые ничего не понимают в звуке, и у которых дома звука нет, и отродясь не было - типа "Дохтура" с "сундука"...
Вот фотки с нашего тестирования, Сделанные Антоном, которые я немного подкорректировал :