Гостевая книга
АРХИВ СООБЩЕНИЙ



АвторСообщение
администратор




Пост N: 271
Зарегистрирован: 16.12.07
Откуда: Москва
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.11.09 23:06. Заголовок: Фильмы: Часть1 - Мертвец.


Это история о том, как мирный бухгалтер, очкарик, превращется в поэта смерти, разящего врагов безо всяких очков и на расстоянии, стихи его написаны кровью, он научился говорить через свой Смит и Вессон; в конце фильма он на лодке отправляется туда, где живут, вечной уже жизнью, все великие поэты и художники...

Вокруг этого кинофильма накручено столько домыслов, что во всей этой путанице можно вообще закопаться с головой. Например, встречается такое –

«Австралийский киновед Эдриен Мартин определил этот фильм как «призрачный, выжженный изнутри каркас вестерна, воздвигнутый для какой-то неясной, гнетущей цели». Эту цель многие рецензенты увидели в том, чтобы снести тот ценностный фундмент, на котором было возведено здание вестерна».

– Вот глупости-то! Да ничего такого, на самом деле. Никто ничего сносить и не собирался. Взять просто да почитать, что сам Джармуш говорит о смысле своего детища – и с сразу всё становится на свои места.

Итак, в этом фильме есть своя очень ясная и внятная внутренняя логика, давайте попробуем проследить её:

«Мертвец» - рассказ о путешествии в мир духовный. Смысл в следующем - чтобы перейти в потусторонний и высший мир, необходимо умереть для мира реального. Это тот стержень – вокруг которого накручены все остальные детали.

Логика Джармуша понятна – он вынашивал планы снять фильм о его поколении – молодежи 70-х. Хиппи, битники, наркоманы, рокеры, и так далее, что их всех объединяло? – Желание вырваться из сковывавшей социальной среды в высший мир духовной свободы. Каждое направление делало это по-своему.

Джармушу нужна была метафора объединявшая всех их. Некий универсальный символ поколения, символ, максимально вычищенный и ясный. И он нашел его в лице двух умерших для своей социальной среды людей. Никто (буквально «no-body» – имеется ввиду «дух») ведёт «мертвеца» в своё индейское «зазеркалье» точно также как некий дух вёл каждую из молодежных группировок 70-х в свой высший мир внутренней свободы.

Фильм стремится к максимальному контрасту, это выражается во всем – во-первых стилистика изображения. Наши герои движутся в сторону Тихого океана где-то в районе современного Лос-Анджелеса – прообразом картинки послужил фотограф Ансел Адамс. Его фотоработы то, что надо – они как будто выявляют потустороннюю сущность тех мест. Достигается это очень просто – в ч/б каждый участок просто делается максимально контрастным, слегка сдвигается шкала серого в сторону черного, вот и весь секрет. В реальности облака по отношению к небу это светлое пятно, ерунда, контрастим их до предела, ну и что, что оттенки темно-серого стали черным пятном. За то так графично получается. Так поступаем везде - получается картинка, мало имеющая отношения к реальности, но, за то отдающая запредельной мистикой. Предельный белый и предельный черный – мир материальный / мир духовный.

В картинке контраст сделали, хорошо. Где еще можно добиться контраста? Еще нужна контрастная музыка – такую музыку может изобразить Нил Янг – на фоне абсолютной тишины время от времени вдруг шпарятся гитарные аккорды с предельно зашкаливающим уровнем сигнала. Местами получается очень похоже на неведомый язык духовных сущностей. Отлично, то, что надо. Что еще? Можно разделить все эпизоды паузами, уводя картинку в чёрное. Ну что, со стороны формального исполнения, теперь есть чёткая концепция, завязанная на внутреннем смысле повествования.

Теперь вернемся к сценарию.

Итак, чтобы перейти в потусторонний мир, герой должен умереть для мира реального. Умереть он должен духовно, конечно, но по всем статьям. Во-первых, он должен умереть для прошлого - всё, назад мосты сожжены, денег на дорогу домой больше нет, и ждать его там некому! Во-вторых, он должен умереть для настоящего, для своей социальной среды – ну тут он точно мертвец – его уже «заказали»! Ну и, соответственно, умереть для будущего – его смертельно ранят! Всё, можно больше не цепляться за реальность. Теперь можно окончательно расслабиться – переплыть через зеркальную гладь индейской «реки забвения» в «зазеркалье» и с чистой душой отправиться в мир духов.

Проводником в высший мир служит шаман «Никто». Его задача – подготовить Блэйка, провести верной дорогой к заветной цели, оберегая от злых духов, которых символизируют три догоняющих его ковбоя.

Зачем герой стремится в этот высший мир, что заставляет Блэйка искать его? Это прямое следствие незаконно навязанного комплекса вины современной цивилизацией чистому человеку за преступления, которых он не совершал – в этом прямое выражение режиссером логики действий асоциальной молодежи.

Вот и вся конструкция. Ну а детали, символы, рефлектирующие смыслы, дополнительные персонажи – это все имеет второстепенное значение, хотя, надо заметить, привязано удивительно метко, так, что просто диву даешься находчивости Джармуша!

В деталях ставится следующая задача – необходимо всё так завязать, чтобы все действующие лица и события отражались бы друг в друге, образуя единое и неразрывное целое. Всё должно быть наполнено символикой, призванной соединить эти события с современной реальностью.

Путь на поезде до города Машин – метафора взросления человека. Чем дальше он удаляется от своих родных истоков, тем ближе он к безжалостной и дикой цивилизации, которую символизирует город Machine и все более мрачные персонажи, подсаживающиеся в вагон. Machine - эдакая бесчувственная машина по перемалыванию человеческих душ.

Точно таким же образом, всю свою молодость современный человек едет в цивилизацию где он не нужен и где нет для него места. Очень актуальный символ.

Девушка, из-за которой его ранят - продавщица бумажных цветов. Бумажные цветы символизируют то, что ничего настоящего душе Блэйка она дать не может. Всё чем она обладает – как бы ненатуральное.

Раненного Блэйка находит индеец Никто. Индейца зовут No-body, или «Тот, кто говоря громко не говорит ничего» - он символизирует собой духа–проводника в потусторонний мир – именно эту функцию традиционно брал на себя индейский шаман. Дух-проводник свойственен и молодежным субкультурам 60-70-х. Джим Моррисон, например так и говорил – меня ведет вселившийся дух индейца. В том же смысле дух пацифизма и любви вел хиппи в страну вечной свободы, и так далее.

Индеец Никто во многом является отражением самого Блэйка – он тоже изгой своего племени. Тот принимает его за английского поэта Блейка "But i understand that you are William Blake, a poet and a painter... And now, you are a killer of white men" Совпадение имен поэта Уильма Блэйка с главным героем – это, безусловно, гениальная находка. Сразу же появляется многомерность, объем, глубина и масса новых смыслов. Его слова «Кто для радости беспечной, кто для ночи бесконечной» - это просто манифест поколения. И то, что этот английский поэт также был вне своей социальной среды, и, кстати, многие из последующих фраз индейца, это строки его стихов – «Учась у вороны, орёл губит своё время», «Стоячие воды таят отраву» и т. д.

А Джармуш не останавливается, и привязывает к этим стихам и ковбоев-догоняльшиков - убийство кровожадным Коулом своего напарника( "Fuck me??.. Fuck you!" ..), когда тот пытается напиться воды из лужи – это как раз те самые «Стоячие воды таят отраву». Всё завязывается и завязывается в единый клубок пересекающихся смыслов. И шаманская мифология, и ассоциации с другими вестернами, и аллегории с современной Америкой с комплексом вины перед индейцами за вторжение в их земли, и еще масса деталей.

Дальше можно смело писать диссертацию страниц на 50...

Ну и теперь главное. То, что фильм гениальный – понимают практически все. В чем заключается гениальность? А гениальность заключается в том, что когда молодой (или не очень) человек смотрит в этот ч/б экран, он неизменно видит там свое отражение, и ничего с этим не может поделать. Это и есть самый важный критерий великой художественной правды...

Составлено по мотивам рассказа о фильме самого Джима Джармуша. Этот фильм у меня в десятке лучших фильмов всех времен и народов... И, кстати, этот фильм недавно вышел на Blu-Ray - на этом носителе он производит наиболее шокирующее впечатление - сидишь после окончания фильма как истукан минимум час, вне окружающего нас мира...

Насекомые превзошли всех в отношении своей сексуальной изобретательности и эффективности. По сравнению с сексом насекомых взгляды маркиза де Сада, святого Антония и Дэвида Боуи кажутся мыслями юных бойскаутов, впервые знакомящихся с тайнами секса. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
(-) сообщения внутри нет
(+) новый ответ
(!) объявление администратора
(x) закрытая тема
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет